Новости

Театральные династии. Комиссаржевские

В Мемориальном музее семьи актеров Самойловых (Петербург) 18 декабря откроется выставка "Театральные династии. Комиссаржевские".Она посвящена одной из самых ярких театральных династий второй половины XIX - первой половины XX века.  В творчестве Комиссаржевских - выборе репертуара, исполнительской манере и постановочных решениях - нашли свое отражение стилевые тенденции стремительно сменявших друг друга художественных эпох двух столетий, от академического искусства императорской сцены второй половины XIX века до исканий нового театра XX века.

На выставке, в одном экспозиционном пространстве, впервые единовременно будут представлены вещи, которые связывают выдающегося оперного певца Федора Петровича Комиссаржевского (1838–1905), его дочь - великую драматическую актрису Веру Федоровну Комиссаржевскую (1864–1910) и сына - режиссера, педагога, переводчика, художника Федора Федоровича Комиссаржевского (1882–1954).

Экспонаты выставки представят наиболее значительные роли и спектакли, связанные с творчеством Комиссаржевских петербургского периода. Среди экспонатов - афиши и программки спектаклей, множество раритетных фотографий, эскизы костюмов и декораций Добужинского, Анненкова, Судейкина, Калмакова, Сапунова - художников, сотрудничавших с Театром Веры Федоровны Комиссаржевской и принимавших участие в московских постановках Федора Комиссаржевского, редкие письма, личные вещи и прижизненные издания произведений.

Большую историческую ценность представляют сценические костюмы Федора Петровича и Веры Федоровны Комиссаржевских. Прежде всего потому, что их сохранилось крайне мало. Некоторые из них будут представлены впервые. Это костюм Веры Федоровны из спектакля "Холостяк" 1899 года, хранящийся в фондах Александринского театра, а также вещи из личного гардероба актрисы и сценический костюм Федора Петровича Комиссаржевского к роли Оттавио в опере Моцарта "Дон Жуан", относящийся к 1860–1870 гг., из богатейшей коллекции Санкт–Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

В выставке, помимо Театрального музея, принимают участие Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, музей Александринского театра, Российская национальная библиотека.

Адрес: Санкт-Петербург, Стремянная ул., 8
тел. +7 (812) 764–11–30

Выставка работает: 19 декабря — 12 апреля 2014 г.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Дебют Федора Петровича Комиссаржевского на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялся в 1863 году в опере Доницетти "Лукреция Борджа". Кроме зарубежного репертуара, в котором он блистал наравне с солистами итальянской оперной труппы, Федор Петрович был ярким исполнителем теноровых партий в операх русских композиторов–современников. Он стал первым исполнителем ролей Дон Жуана в "Каменном госте" Даргомыжского в 1872, Самозванца во второй редакции оперы "Борис Годунов" Мусоргского в 1874, Синодала в "Демоне" Рубинштейна в 1875.

Окончив сценическую деятельность и переехав в Москву, Федор Петрович Комиссаржевский занялся педагогической деятельностью. Он руководил оперным классом Московской консерватории, был одним из основателей (вместе со Станиславским) Общества искусства и литературы и созданного при Обществе Музыкально–драматического училища. Федор Петрович стал учителем и своей дочери Веры, обладавшей глубоким, проникновенным контральто. Свои первые шаги на театральной сцене Вера Комиссаржевская сделала в оперных постановках отца, но вскоре она была приглашена в драматическую труппу Синельникова в Новочеркасске, затем выступала в Вильне в антрепризе Незлобина.

В 1896 году Вера Федоровна Комиссаржевская была ангажирована в Александринский театр, на сцене которого исполнила около 60–ти ролей. Одной из самых значительных ролей Комиссаржевской в этот период стала роль Нины Заречной в премьерной постановке "Чайки" Чехова. Провозвестнице нового в театральном искусстве, Вере Федоровне Комиссаржевской стало тесно в рамках академической сцены Александринского театра и, охваченная идеей создания театра нового времени, в 1902 году она оставляет императорскую сцену.

В 1904 году она открывает в Петербурге Драматический театр в помещении Пассажа, а в 1906 году - в новом здании на Офицерской. Привлекает режиссеров (Мейерхольд, Евреинов, ее брат Федор Федорович Комиссаржевский), художников (Сапунов, Судейкин, Калмаков, Бенуа, Добужинский), обращается к пьесам современных драматургов (Блок, Горький, Ибсен, Гауптман, Гофмансталь).

Одним из пайщиков, внесших свой вклад в создание театра Веры Федоровны Комиссаржевской, был ее сводный брат Федор Федорович. С новым для него делом он сближался постепенно: будучи человеком широко образованным, он специально для театра сестры занялся переводами пьес известных западных драматургов, затем стал руководителем постановочной части театра и, наконец, выступил режиссером нескольких спектаклей. Переехав в Москву после смерти сестры, Федор Комиссаржевский осуществил постановки в театре Незлобина, Большом театре, Частной опере Зимина, Малом театре. В 1910 году он организовал студию, которую четыре года спустя преобразовал в театр, дав ему имя Веры Федоровны Комиссаржевской. Революционные мотивы, ворвавшиеся в жизнь в 1917 году, Федор Комиссаржевский трактовал по–своему. Он призывал к созданию "Национального Народного театра, основанного на началах чистой художественности» и утверждал, что "театральное искусство, театральный спектакль, по существу, всегда социалистичен, ибо он основан на равенстве, на единении всех творящих на сцене". Однако летом 1919 года Комиссаржевский покинул Россию. Вместе с эмигрантами первой послереволюционной волны его имя на долгие годы было вычеркнуто из театральной истории России. Хотя на Западе его режиссерские работы, которые он осуществил в театрах Англии, Франции, Италии и США, были довольно известны.

Автор Ксения Семенцова

Интересные факты

Какие бывают голоса

Голос — это музыкальный инструмент, подаренный нам природой. Конечно, не каждый имеет настолько сильный талант к пению, чтобы быть солистом в опере. Такое дарование встречается не часто. Но зато при желании каждый из нас может научиться петь достаточно хорошо, без фальшивых нот. Бывает, конечно, что одного желания мало. Для профессиональной постановки голоса нужно упорно и долго трудиться, обучаться в профильном заведении.

Подробнее...

Поиск

Контакты

Карта сайта