LOADING
PREV
NEXT
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.1gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.2gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.3gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.4gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.5gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.6gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.7gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.8gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.9gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.9gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.10gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.11gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.12gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.13gk-is-1.jpg


Новости

Русский рисунок и акварель

До 23 февраля в залах Третьяковской галереи проходит выставка части графического собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина - "Русский рисунок и акварель второй половины XIX — начала XX века".

В экспозицию включено около двухсот графических листов, среди которых есть рисунки "малых" и "больших" мастеров, важные произведения не только для собрания музея, но и русской рисовальной школы в целом.

Начало коллекции было положено в 1920-х годах, когда в Музей изящных искусств было передано обширное собрание Гравюрного кабинета расформированного Румянцевского музея, а из Государственного музейного фонда стали поступать национализированные купеческие и дворянские коллекции. К этому же времени относятся первые покупки и дары. На выставке в Третьяковской галерее можно увидеть работы из крупных собраний конца XIX – начала XX века генерал-майора А.П.Клачкова, купцов К.Т.Солдатёнкова, И.П.Свешникова, Н.В.Баснина, А.В.Касьянова, князя С.А.Щербатова, А.А.Мусина-Пушкина. В 1949 году в музей поступило собрание искусствоведа и библиографа П.Д.Эттингера, составлявшее несколько тысяч листов. Фонд графики интенсивно пополнялся в 1960–1980-х годах, когда в ГМИИ влились наследия Н.С.Гончаровой и М.Ф.Ларионова, А.Н.Бенуа, З.Е.Серебряковой; Министерством культуры СССР у частных коллекционеров и через антикварный магазин были приобретены для музея многие значимые произведения.

Русская культура 1850–1910-х годов характеризуется разнообразием и сменой художественных течений, изменением взглядов на задачи и содержание искусства. Экспозиция демонстрирует главные явления в графике этого времени: творчество мастеров академического направления, нескольких поколений Товарищества передвижных художественных выставок, участников Абрамцевского художественного кружка, членов объединений "Мир искусства" и Союза русских художников, содружества "Голубая роза". Среди экспонатов – листы С.П.Лодыгина, А.В.Ремизовой и Б.И.Анисфельда, созданные под влиянием популярного в России английского графика О.Бёрдсли, а также пастели М.Ф.Ларионова и Д.А.Щербиновского, вдохновленных творчеством французских импрессионистов и постимпрессионистов.

Украшение экспозиции – шедевры русского модерна: эскизы неосуществленной росписи "Сон божества" В.Э.Борисова-Мусатова для особняка А.И.Дерожинской (1904–1905) и "Автопортрет с семьей" Г.И.Нарбута (1915) – хрестоматийная работа в области силуэта, ставшая визитной карточкой выставки.

Среди центральных экспонатов – подготовительные рисунки к знаковым живописным произведениям второй половины XIX – начала XX века: "Светлый праздник на селе" В.Г.Перова (1861) – эскиз-вариант картины "Сельский крестный ход на Пасху"; акварельный этюд "Бурлак" (1870) И.Е.Репина к картине "Бурлаки на Волге"; рисунок углем Н.Н.Ге "Распятие" (1890-е), выполненный художником к одноименной картине 1893 года; эскиз М.А.Врубеля к знаменитому полотну "Демон поверженный" (1902).

Экспозиция демонстрирует характерную особенность музейной коллекции – сравнительно малое количество рисунков живописцев и, напротив, репрезентативное собрание работ мастеров, специализировавшихся в области графики – рисовальщиков и акварелистов (А.Н.Бенуа, М.В.Добужинский, А.П.Остроумова-Ледебева), граверов и литографов (А.И.Лебедев, И.П.Пожалостин). В собрании находится обширная коллекция иллюстраций к литературным произведениям, в том числе, представленные на выставке акварели М.А.Зичи к стихотворению "Мишенька" Я.П.Полонского, П.П.Соколова к "Капитанской дочке" А.С.Пушкина; И.Е.Репина, М.А.Врубеля и И.И.Шишкина к произведениям М.Ю.Лермонтова; В.А.Серова к басням И.А.Крылова; М.П.Клодта к "Бабушкиным сказкам" Ж.Санд и другие.

В экспозиции отражены характерные для эпохи виды и жанры, материалы и техники рисунка. Отдельного внимания удостоены популярные во второй половине XIX столетия виды пейзажа – акварельный (работы Л.О.Премацци, К.Э.Гефтлера, Р.И.Клейна) и выполненный в редкой технике "papier pellé" путем процарапывания на загрунтованной тонким слоем гипса бумаге (листы А.П.Боголюбова, В.В.Самойлова, Ф.Ф.Львова, И.И.Левитана); жанровые произведения мастеров реализма, этюды и эскизы к станковой и монументальной живописи, эскизы театральных костюмов и декораций, проекты изделий декоративно-прикладного искусства.

Специальное пространство выделено для главного сюрприза выставки – воссоединения родственных произведений из собраний Пушкинского музея и Третьяковской галереи. Впервые за многие десятилетия рядом можно будет увидеть парные акварели К.А.Сомова "Как одевались в старину" (ГМИИ) и "Как одеваются теперь" (Третьяковская галерея); композиции для росписи особняка А.И.Дерожинской В.Э.Борисова-Мусатова, различные варианты эскизов М.А.Врубеля к занавесу для Русской частной оперы С.И.Мамонтова в Москве; пейзажи А.Н.Бенуа "Перекресток философов" (ГМИИ) и "Фантазия на версальскую тему" (Третьяковская галерея), где изображен излюбленный художником уголок версальского парка; пастель "На Севере диком…" И.И.Шишкина (Третьяковская галерея) и подготовительный этюд к ней (ГМИИ).

Демонстрация данной коллекции в залах графики Третьяковской галереи дает уникальную возможность увидеть работы из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина в широком контексте русского искусства. Вместе с тем, эти графические листы на время работы выставки дополнят постоянную экспозицию Галереи, обогащая представление посетителей о культуре второй половины XIX столетия и "Серебряного века".

Государственная Третьяковская галерея

Интересные факты

Какую архитектуру называют готической?

На смену романскому стилю в ХII-ХIII вв. пришел готический, который в архитектуре узнается прежде всего по стрельчатым аркам и огромным окнам с многоцветными витражами.

Подробнее...

Поиск

Контакты

Карта сайта