Новости

"Храбрые в дозволенных пределах"

Как-то так раньше было, что автор-критик обычно специализировался на каком-то одном коллеге-авторе, был специалистом по его жизни и творчеству. Чуковский был знатоком Некрасова, Камов - Гайдара, Вересаев – Пушкина… Впрочем, по Пушкину были многие. Но вот сейчас сказать, что кто-то настойчиво "долбит в одну лунку" - нельзя. Время такое, "разбросанное". Очень быстро набирается информация о ком-то одном и хочется расширить "поле интереса".

Дмитрий Быков – человек-оркестр, он про кого угодно может написать. В серии ЖЗЛ издательства "Молодая гвардия" у него выходили уже книги про Маяковского, Пастернака, Окуджаву, Горького. И вроде бы хочется понять, кто автору ближе, кто "заветный". Про всех вроде как ровно, с одинаковым напором, должной меры выдумки и фантазии. Но вот название новой книги, вышедшей в "Молодой гвардии" - "Сентиментальный марш" все-таки наталкивает на мысль, что Окуджава Быкову близок. Чем? Талантом, подходом к жизни, тем, что именно Булат Шалвович стал "тихим голосом" поколения при явно смазанной биографии? Но именно Окуджавы в книге и нет – как сказал автор, про Булата написала отдельная книга, зачем повторятся?

Впрочем, книга "Сентиментальный марш" заявленная, как история шестидесятников – к сожалению, не стала исследованием этого явления. Яркие бусины из портретов талантливых писателей и поэтов не сложились в эпоху, вокруг них не появился воздух того времени. Автору важнее было как для себя, так и для читателя четко определить меру таланта и полноту его развития. Самойлов талантливее Слуцкого, но Слуцкий резче, а Самойлов закрытей. Асадов слабый поэт, но зато искренен. Талант Евтушенко сломался в 68-м. Высоцкий, Бродский, Шпаликов, Ахмадулина

Время такое – если на человеке нет короткого ярлычка, забывается. А так – повесил и сразу, одним словом, понял писателя. Обещанных биографий тут почти и нет. Главное, что пытается автор вытащить из каждой истории жизни великих – свое место в этих самых жизнях. Быков сразу так и заявил: "Писать буду о тех, кто мне интересен, с кем встречался, кто повлиял". Так и вышло. В книге много рассказов о встречах, о впечатлениях, о мыслях. Вроде бы и про поэта Нонну Слепакову, а выходит – опять про Быкова. Но перед нами автор, которому важно для себя что-то понять и высказаться. Его очень интересно слушать. Соглашаться не обязательно. Заинтересоваться, изучить и сделать свои выводы – непременно. А поэтому "Сентиментальный марш" стоит прочитать, чтобы хотя бы понять, откуда стартовать в своем представлении о том или ином поэте.

Автор Елена Усачева

Интересные факты

Когда появились первые русские мемуары?

Русская мемуаристика имеет свою историю изучения и бытования. Элементы автобиографического характера встречаются уже в литературе XI века.

Подробнее...

Поиск

Контакты

Карта сайта