Новости

Человек эпохи

Эта книжка получилась такой же легкой и воздушной, как и ее героиня. Вера Федоровна Комиссаржевская. Великая актриса. Легенда своего времени. Автор томика ЖЗЛ Анна Сергеева-Клятис (дальняя родственница Комиссаржевской) сразу обозначила основную проблему рукописи. "Театральная реальность уходит бесследно и восстановлению не поддается". И действительно – как передать очарование от голоса, от движения руки, от поворота головы, от взгляда? Всего этого уже нет более ста лет, свидетелей не осталось, видео тогда еще не делали, а на фотографии этого не видно. "Неповторимая индивидуальная игра актера через 100 лет после его смерти не может быть прочувствована, увидена, услышана, пережита".

И тем не менее, попытку осознать, что же было для своего времени такое явление как Комиссаржевская, автор предпринимает. И получается у нее это хорошо. По крайней мере, для себя и читателей она объясняет, как актриса, у которой актерских провалов было не меньше, чем успехов стала в 10-е годы XX века "Солнцем России". В нее все были влюблены, ждали ее появления на сцене, удивлялись храбрости принятых решений.

Искусство Комиссаржевской не было исключительным, в нем не было особого мастерства, скорее природная чуткость и ощущение правды образа. Ей не удавались трагические роли Офелии и Дездемоны, зато звездными стали драматические в "Бое бабочек" Зудермана и "Кукольном доме" Ибсена, она блистала в пьесах Чехова.

По натуре нервно-истерического склада, она и жизнь свою превратила в стремительный полет, в котором все же было больше обдуманных решений, чем поспешных ходов. Внезапная смерть от оспы в далеком Ташкенте потрясла всех. Как провидение могло позволить себе такое с лучшим представителем рода человеческого? И не многие почувствовали, что эта смерть не была случайной. Десятый год станет годом-символом, годом-рубежом. Еще никто не видел наступающую катастрофу, но смерти великих уже рождали тревогу. В этом же году умрут Врубель, Куинджи и Лев Толстой. Смерти внезапные. Смерти, потрясшие общество.

Уходили лучшие. Наступало другое время.

"Комиссаржевская" Анны Сергеевой-Клятис – это рассказ о том времени, когда все еще шло вперед. А потом… Потом, как у Пушкина, было потрясенное молчание. И совсем-совсем другое время и другие люди.

Автор Елена Усачева

Интересные факты

Как понимается орнаментальная живопись в исламе

Ислам как религия зародился в 622 году. Многие ошибочно считают, что Ислам является категорическим противником любого искусства как вида социальной деятельности. Но это далеко не так. Да, исламская живопись кардинально отличается от большинства других тем, что в ней отсутствует изображение Бога – Аллаха. Поэтому исламская живопись не обладает большим иконографическим богатством, как, к примеру, византийская.

Подробнее...

Поиск

Контакты

Карта сайта