LOADING
PREV
NEXT
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.1gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.2gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.3gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.4gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.5gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.6gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.7gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.8gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.9gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.9gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.10gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.11gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.12gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.13gk-is-1.jpg


Новости

Когда зависть правит миром

Издательство "Молодая гвардия" выпустило книгу "Повседневная жизнь Соловков: от обители до СЛОНа". Автор Максим Гуреев.

Группа островов в семидесяти километрах от материка в неспокойном холодном Белом море всегда волновала воображение людей. Далекая земля, куда так непросто добираться, по достоинству названа автором "Островом мертвых".

Древние саамы воспринимали путешествие к таинственным островам, как шаг за границу бытия. Лабиринты, сейды – все это знаки для мира иного.

Три дня – столько занимала дорога на тяжелых долбленках или ненадежных берестяных лодках.

О коем, Ойкумена, манил к себе людей. Одних привлекала таинственность, другие хотели побороть собственные страхи.

Люди гибли, но все равно стремились к этим островам. Земля, где можно жить – рыба и зверь есть, леса есть, особых холодов не бывает. Вот только удаленность да пронизывающие ветра, а еще непонятность самого места рождали вопросы: "А можно ли? Стоит ли?".

Кто-то достигал берега, жил, рыбачил. А другие не могли добраться – страх ли, лень ли, другие какие соображения – но они оставались на месте. В 15 веке на острове появились иноки, стали вести аскетический образ жизни, и снова среди людей возникла тревога. Значит, жить можно.Так само место родило в людях зависть – одни смогли, а ты?

Автор попытался разобраться не сколько в самом острове, сколько в человеческой природе. Что движет человека к полной аскезе, как на такое самоотречение реагируют люди? И получается, что реакция одна – зависть. Зависть – основной двигатель жизни Соловков.

С зависти и началось освоение северного архипелага. Первыми стали жить на острове святые старцы Савватий и Герман. И что же сразу произошло? "Увидели же это люди, жившие на побережье, что поселились иноки на острове Соловецком; и те, что селились напротив того острова, начали им завидовать и захотели изгнать их с острова".

Как в огромных качелях, победа была то на стороне тех, кто вызывал зависть, то на стороне завистников. Легенда гласит, что, узнав о том, что иноки пережили зиму на острове, туда приехала семья, начала жить, но случилось ужасное – явились два ангела и избили женщину. Ее плач услышал Герман, пришел узнать, что случилось. А случилось, что людям зависти не место было на острове. Семья уехала. "Остров мертвых" победил, оставив у себя именно "мертвых" для жизни людей, то есть иноков, отказавшихся от жизни ради высших целей. Это было тяжелейшее испытание. Иногда оно проявлялось в физических лишениях – холод, голод, неустроенность. Иногда – в духовных: голоса, видения, страхи.

Годы шли, все новые и новые люди приезжали на Соловки испытать себя. Одни задерживались, другие не справлялись с собой и обстоятельствами. Со временем  появился монастырь, хозяйство, все стало проще и понятней, и тогда качели качнулись в другую сторону. Зависть вернулась, чтобы победить. Почему одни могут отказаться от жизни, а я нет? Может, он, смогший, плох? С этим конфликтом раз за разом сталкивались и будущий митрополит Московский Филипп, бывший соловецким настоятелем, и патриарх Никон, несколько лет проживший в Анзерском скиту Соловецкого монастыря и в раздражении покинувшем его, чем вызвал радость монахов – Никона не любили на островах. Соловецкий бунт XVI века, начавшийся именно как завистливое противостояние Никону и его реформам, уже потом превратилось в противостояние самому царю. Столетия и столетия в монастыре писали доносы, здесь жаловались друг на друга, здесь подсиживали и мечтали о чужой смерти. Так было в бытность монастыря, так было в жуткое время СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения), так есть и сейчас, когда любая информация о Соловках – будь то фильм или книга воспринимается с особой ревностью. Потому что у каждого свои Соловки. И каждый ревностно его оберегает.

Есть свои Соловки и у автора. Это чувствуется по некоторому заговариванию в одних местах и умалчиванию в других, когда автору что-то нравится, интересует или не нравится, не интересует. Вопрос духовной жизни – вот, что главное в Соловках для автора, поэтому не ищите в тексте гладкости и ровности. События в книге будут бродить туда-сюда, задерживаясь на одном и пропуская другое. Видно, что автор Соловки любит, неплохо знает и пытается приобщить читателя не к поверхностно-туристическому, а к глубинному духовно-мистическому миру места. Именно этим подходом автор и поделит читателей на тех, кто текст примет, и тех, кто его не примет категорически. Так ведь и сами Соловки такие.

"Целая гамма чувств – от любви к Соловкам до ненависти и проклятий в адрес "Острова мертвых" - вот уже почти шесть столетий является для приезжих сюда драматическим испытанием".

Издательство "Молодая гвардия" предлагает всем выбрать свою сторону. Прочитать и выбрать.

Автор: Елена Усачева

Интересные факты

Сущность и особенности элитарной культуры

На сегодняшний день всё более и более важное место в системе межкультурной коммуникации занимают механизмы распространения культурной продукции. Современное общество живет в технической цивилизации, которую принципиально отличают способы, средства, технологии и каналы передачи культурной информации. Поэтому в новом информационно-культурном пространстве выживает лишь то, что является массово востребованным, а таким свойством обладают только стандартизированная продукция массовой культуры в целом и элитарной культуры, в частности.

Подробнее...

Поиск

Контакты

Карта сайта