Новости

Ах, водевиль, водевиль!

Когда-то водевили были невероятно популярны. Легкая история с песнями, ненавязчивая социальная сатира, фейерверк шуток и изящных острот, добрый конец. Сейчас о водевиле почти уже и не помнят. На смену ему пришла оперетта и социальная комедия положений.

И все же… Нет-нет, да и взойдет на театральном небосклоне эта редкая звезда.

Художественный руководитель московского театра "АпАрте" Андрей Любимов из всего многообразия водевилей XIX века выбрал пьесу весьма плодовитого драматурга - графа Владимира Соллогуба "Беда от нежного сердца".

Итак, водевиль. Ожидается, что все начнется с легкой музыки, движения, танца. Но нет. Длинная мезансцена разыгрывается в скупых красках, среди угрюмых, замученных жизнью героев. Словно режиссер Андрей Любимов хотел подчеркнуть разницу между нашей жизнью – холодной и скупой на эмоции, с легкой шуткой драматурга. Что и в нашей однообразной жизни можно разглядеть водевильный разгул. А потому первая сцена чем-то напоминает картину Достоевского «Бедные люди» - все тускло, все уныло, голо. Но вот света становится больше – действо начинается.

От легкого водевиля в один акт ждешь чего-то не серьезного. Но режиссеру и актерам удалось создать напряженную картинку. Каждый так самозабвенно играл, балансируя на грани клоунады, что сам сюжет этой, действительно, немудреной истории вдруг стал неважным, и даже нелепые декорации переставали бросаться в глаза. На первый план вышла сама игра.

Особенно сильны здесь мужские образы – в роли Александра Дмитрий Ефремов и в роли Золотникова Владимир Воробьев. Бурлят женские страсти – маменька требует, чтобы дочь нашла себе жениха, приезжает завистливая подруга, метет пол незаметная приживалка-племянница. Все это буффонадно-гротескно, все это крупными мазками. Но вот появляется жених – Александр, и то, что раньше было гротеском, "через край", вдруг становится драматической реальностью – все хотят замуж. Какой девушке сегодня об этом не говорят: "Не упусти! Держи крепче!" Но при этом забывали о чувствах. Так история двухсотлетней давности превращается в вещь весьма актуальную.

Александр мечется между тремя девушками, сам путается, путает их, даже не пытаясь понять – чего он сам-то хочет. И все это красиво, все это изящно подано в игре актера Ефремова. Когда же, когда он остановит свой сумасшедший бег? Когда задумается – кто он, что.

Вот она - остановка. И вдруг этот легкомысленный, никчемный в чем-то человек, показывает себя Человеком, способным принять решение. В этот момент легкий водевиль XIX века снова становится историей века XXI. Как часто дело мы подменяем словами, чувства необходимостью, а принятие решение откладываем так далеко, что потом уже и не вспоминаем, что хотели.

И пусть у этой истории хороший конец – всем воздали за дела их и за чувства, ощущение, что ты не только хорошо провел время под веселые песни, но и услышал что-то важное – осталось. О ценности сегодняшнего дня, о чистоте чувств, о том, что любая ошибка не наказание, а испытание, которое надо пройти. И конечно, о том, что "беда от чистого сердца" другим сердцем и лечится.

Ближайший спектакль 9 июня 2018 года.

Автор Елена Усачева

Интересные факты

Что такое символизм

Романтическая мечта поэтов об идеальном синтезе искусств воплотилась в конце XIX века в характерном стиле, получившем название символизм.

Символизм – это литературное течение, возникшее в европейском искусстве в 1870 – 1910-х годах, которое сосредоточено преимущественно на том, что с помощью определенного символа интуитивно постигаются идеи и сущности, изощренные чувства и видения.

Подробнее...

Поиск

Контакты

Карта сайта