Новости

Мистика места: Тарковские и Переделкино.

В "Зеркале" Андрея Тарковского есть такая сцена — отец, приехавший с фронта домой, обнимает детей — сына и дочь. Они стоят на пороге огромного деревянного дома, затерянного в лесу. Ветер шевелит занавески, опрокидывает стоящую на столе  керосиновую лампу, которая падает в траву.

Мир фантазий и аллюзий режиссера безграничен, но всякая, даже самая фантастическая сцена у Тарковского имеет свои истоки, рождена не на пустом месте, но предполагает погружение в события реальные и незабываемые.

В частности, описанная выше сцена произошла в Переделкино, когда Арсений Александрович приехал на побывку с фронта, чтобы повидать детей. В то время Андрей и Марина вместе с мамой — Марией Ивановной Вишняковой, - жили на даче писательских детей в Доме творчества (бывшая дача Веры Инбер, Ильи Сельвинского, напротив дом Чуковского).

Переживания, связанные с той драматической встречей (Арсений Александрович в то время уже ушел из семьи), спустя годы находят свое воплощение на экране — тревожная и в то же время величественная музыка, внезапно налетающий ветер, мать, которая со слезами на глазах смотрит на своего бывшего мужа с их общими детьми.

При том, что сцена снималась в Тучково (дом был построен специально), Переделкинская атмосфера передана Андреем Тарковским предельно точно и безошибочно. Что и понятно, ведь воспоминания детства всегда были для режиссера первопричиной и первоосновой его творческих поисков.

В 1979 году уже известный кинорежиссер Андрей Тарковский приехал к отцу в Переделкино с фотографом Георгием Пинхасовым. Две знаменитые фотографические фотокарточки — отец и сын в комнате в старом корпусе Дома творчества — стали своеобразным продолжением той драматической сцены времен войны, когда Арсений и Андрей, находясь рядом, не могут не ощущать мучительного несхождения между собой, потому что уже давно привыкли жить в ожидании разлуки.

Андрей Шемякин, киновед, кинокритик, кинорежиссер, принявший участие в вечере, посвященном Андрею и Арсению в Переделкино, не только помог нащупать глубинные смыслы в фильмах Андрея, но и обнаружил своеобразную Переделкинскую перекличку отца и сына, для которых писательский поселок на берегу реки Сетунь всегда был мистическим местом.  

Автор Максим Гуреев
Фото Егор Гуреев

Интересные факты

Какие категории «прекрасного и безобразного» в средневековой культуре

Категория прекрасного является основополагающей любой эстетической системы. Она представляет собой высшую эстетическую ценность, которая характеризует все явления с точки зрения совершенства. История культуры насчитывает множество различных характеристик прекрасного, среди которых: симметрия, гармония, пропорциональность, ритм, целесообразность.

Подробнее...

Поиск

Контакты

Карта сайта