Что такое «Интерпассивный субъект» как порождение экранной культуры

Целью любого коммуникативного общения является понимание, которое достигается за счет рационального словесного обмена. В свою очередь, цель интерактивного контакта заключается во взаимодействии людей посредством невербализованных средств. Так, невербальная (несловесная) речь устанавливает связь, благодаря которой интенсиональные состояния, чувства, желания, мнения, предпочтения, волевые импульсы, неясные побуждения и другие не систематизированные эмоциональные элементы полностью передаются от одного контактирующего человека к другому. Такая интеракция между субъектами рассматривается как непрерывный контакт, в процессе которого контактирующие между собой люди не только осмысливают, но и реагируют на намерения друг друга.

Эффект интеракции основан на вовлечении субъекта посредством заражения и подражания, которые одинаково необходимы для обеспечения развития и становления современного общества. Однако при этом участники интерактивной коммуникации являются ее интерактивными субъектами только в том случае, если они представляют собой самостоятельные источники семиотической деятельности.

В свою очередь, интерпассивность является своеобразной внерациональной совместностью, при которой развиваются такие качества социальной человеческой жизни, как невозможность и неспособность:

  • самостоятельно принимать решения;
  • производить осознанный выбор, в основе которого лежит свободное самовыражение;
  • прогнозировать возможные последствия принятых решений;
  • воплощать в действия и поступки свои решения и оценки при помощи волевых усилий;
  • нести ответственность за свои действия и поступки.

Таким образом, в современном мире сплошь и рядом существуют такие явления, как интерпассивное сопротивление, интерпассивная поддержка, интерпассивное недовольство, интерпассивное неприятие, интерпассивное ожидание и прочие качества, которые в конечном итоге деструктируют социальность, заменяя ее негативной социальностью и псевдосоциальностью. Это объясняется тем, что совместность, не имеющая активных субъектов как суверенных сил и самобытных форм, является суррогатом социальности. Патологичность (безличность, бесцельность, анонимность) современной интерпассивной социальности, вызванной влиянием экранной культуры, называется сегодня термином «флеш-моб».

Флеш-моб выступает противовесом коммуникативной общности, обоюдности и подлинной взаимной социальности. Так, с угасанием активной рациональности, которая воплощается в жизнь сознательным усилием воли, социальность может превратиться в гигантский флеш-моб – совокупность неструктурных и не коммуникативных акций незнакомых и не общающихся между собой субъектов, которые взаимодействуют друг с другом без каких либо результатов, целей, инициативы, ответственности, солидарности, самоопределения и самоанализа.

Таким образом, интерпассивность формирует новое социальное сообщество, состоящее из изолированных, безразлично реагирующих субъектов, которые связаны между собой неким навязанным контентом. В данном случае речь идет о деструктивном и бесструктурном взаимодействии субъектов, которые лишены динамики смыслообразования и осмысления какой-либо общей цели, способной сплотить их в единое целое. Поэтому интерпассивные субъекты не имеют опыта переживания фундаментальной общности интересов, ценностей, идей равенства и единства, а только воспроизводят случайные совместные действия, прописанные иногда по сценарию.

Интересные факты

Какова культура «учёного сословия» в Китае

Одной из самых древних цивилизаций, которая сохранила свою целостность, своеобразие и пронесла их сквозь тысячелетия, несмотря на все катаклизмы, является китайская цивилизация. Великая китайская культура на протяжении более четырех тысячелетий неоднократно опережала по своему развитию культуру других стран мира. Так, именно благодаря Китаю человечество пользуется компасом, изготавливает бумагу и порох, печатает книги. Однако китайцы никогда не останавливались на достигнутом и необычайно стремились к совершенствованию человеческой мысли.

Подробнее...

Поиск

Контакты

Карта сайта