Символика цвета в русской (немецкой, английской, итальянской и т.д.) культуре

С самых древних времен люди замечали, что цвет имеет способность воздействовать на физиологические функции и эмоции человека. При этом каждый цвет воздействует на всех людей по-разному. В первую очередь, это зависит от национальной и социальной принадлежности человека либо же от условий, в которых он воспринимает этот цвет.

Человек также воспринимает цвет исходя из его эмоционального действия. Так, цвет может воздействовать на человека физиологически (успокаивающе или возбуждающе) либо ассоциативно. В связи с этим цвет может вызывать у человека различные чувства: покой, равнодушие, сильное возбуждение, ощущение тепла или холода, что непосредственно воздействует на его психику и физиологию. Скорее всего, именно из-за эмоционального воздействия человек наделил каждый цвет определенным символическим значением.

С древнейших времен в культуре каждого народа начала складываться определенная гамма приоритетных цветов. Все национальные цвета являются традиционными и исторически объяснимыми, они соответствуют темпераменту и характеру народа, а также окружающей его природе. При этом стоит отметить, что чем ближе к экватору Земли проживает народ, тем более он расположен к открытым, ярким цветовым сочетаниям. Так, например, испанцы предпочитают желто-красно-черные цвета, тогда как финны более расположены к спокойным бело-голубым оттенкам.

Распространение того или иного цвета в культуре, предметах быта, костюмах и произведениях искусства народа зависело от его обычаев, традиций, религиозных воззрений и эстетических норм. Однако всё же как в культурах прошлого, так и в культурах настоящего времени прослеживается определенная триада цветов (белый-красный-черный), ставшая архаическим ядром древнейшие системы символов, и ньютоновская триада цветов (красный-зеленый-синий).

Красный цвет. Считается, что именно он был первым цветом, замеченным первобытными людьми, поскольку вызывал ассоциации с огнем, солнцем, кровью. В Китае красный цвет является символом плодородия, а в Японии – символом любви. Даже у русских крестьян XIX века было принято одевать невесту в красный свадебный наряд. Европейцы XXI века ассоциируют красный цвет с энергией, силой, мужеством и воинственным духом.

Белый цвет. С глубокой древности он считается особым цветом. В эпоху цивилизаций белый всегда был цветом святых, богов и праведников. Современная семантика культуры Европы, напротив, придает белому цвету негативные значения, такие как: холод, обморок, смерть, молчание, одиночество. В наши дни белый цвет воспринимается как символ божества во всех религиях мира.

Черный цвет. У большинства народов имеет негативную семантику, что вполне объясняется физиологическими причинами. Так, во многих культурах мира черный цвет символизирует печаль (Япония), смерть и скорбь (Европа). Однако у некоторых народов (африканских и мусульманских) данный цвет имеет позитивные значения. В русской культуре черный цвет в зависимости от ситуации может восприниматься как траурный, мрачный или жизнеутверждающий.

Зеленый цвет. Является физиологически оптимальным цветом, поскольку он ассоциируется с природой. В Японии зеленый цвет является одним из самых любимых. В христианстве он символизирует земной путь святых, а в исламе – пищу, тень, прохладу, красоту, то есть все те блага, которые исходят от растений.

Синий цвет. Во многих культурах имеет негативный смысл, а в современной Японии он воспринимается как знак отчуждения и смерти. На Ближнем и Среднем Востоке синий цвет ассоциируется с цветом неба и морских глубин. В Индии данный цвет является знаком траура и печали.

Интересные факты

Семантика вещи в культуре

Вещь на протяжении всей культурной истории человечества представляла собой гораздо больше, чем обычная материализованная функция того или иного действия. По утверждению историка Г. Кнабе, знаковая выразительность вещей являет собой специфический язык культуры, поскольку она находит свое выражение не только в материальных формах и духовном содержании, но и в том, что она может быть прочитана только лишь при помощи культурно-исторических ассоциаций. Таким образом, вещь – это феномен культуры, который аккумулирует в себе эстетические запросы, социально-психологические установки, традиции и тем самым приобретает аксиологическое звучание.

Подробнее...

Поиск

Контакты

Карта сайта