Какова роль категории «абсурда» в культурологических и философских исследования культуры XX века

Вопрос о том, что является абсурдом, в первую очередь, требует четкого определения самого понятия данного явления, которое в философских и литературоведческих дискурсах является одним из самых расплывчатых. Образцом понятия является латинское слово «absurdus» – «негармоничный, нескладный». У греческих философов абсурд означал нечто нежелательное, являющееся противоположностью гармонии и Космоса, что по своей сути было эквивалентно понятию Хаос. Как эстетическая категория абсурд выражала отрицательные свойства мира, находящиеся в противоположности с общечеловеческими ценностями.

Помимо этого, абсурд также выступал логической категорией, в соответствии с которой рассуждение приводило к очевидному противоречию и бессмыслице. В этом случае под абсурдом понимается отрицание логики как центрального элемента рациональности. У древних греков понятие логического абсурда подразумевало ситуацию рассогласованности и в речи, и в поведении.

Со временем абсурд начал осмысляться как философско-религиозная или метафизическая категория, которая определяла веру как особое состояние сознания, не познаваемое ни разумом, ни чувствами.

Таким образом, еще с античных времен понятие абсурда выступает в трояком значении. При этом в каждую культурно-историческую эпоху становления человечества внимание акцентировалось только лишь на одной категории абсурда. Исследованиями роли категорий абсурда в философии и культурологии занимались многие известные деятели. Однако особое значение абсурд приобрел на рубеже XIX – XX вв., когда он являлся одним из основополагающих факторов становления мировоззрения.

Междискурсивную природу понятия абсурд открыл в начале XX века русский философ Л. Шестов. Важную роль в актуализации абсурда сыграла философия экзистенциалистов А. Камю, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера. Их интерпретация абсурда заключалась в симбиозе теологической и философской концепций. При этом философский дискурс Камю ввел в обиход понятие «философия абсурда».

Экзистенциалисты описывают метафизический абсурд как характеристику человеческого бытия в состоянии утраты смысла, которая связана с отчуждением личности от себя самой, от своих общественных функций и определений, а также от общества и истории. С этой точки зрения человек и мир разграничиваются. При этом человек стремится к согласию с миром, который в свою очередь является равнодушным или даже враждебным. Так, человек, вписываясь внешне в окружающую действительность, ведет в ней на самом деле не подлинное, абсурдное существование, которое является индексом разлада экзистенции (человеческого существования) и бытия.

Абсурдное сознание является переживанием отдельного индивида, связанным с острым осознанием разлада и сопровождающимся чувствами одиночества, тоски, страха и тревоги. В свою очередь стремление окружающего мира направлено на обезличивание каждой конкретной личности путем превращения ее в часть общего обезличенного бытия. В связи с этим, по утверждению Камю, человек чувствует себя посторонним в мире вещей и людей, равнодушных к нему.

Таким образом, Камю подвел итог послевоенной ситуации в Европе, когда проблема абсурда стала дискуссионной доминантой в интеллектуальных кругах, где она понималась как неизбежная очевидность. При этом абсурд относится не только к философии, но и к литературе. Поэтому понятие абсурда внедрилось в обиход не только под влиянием экзистенциальной философии, но и благодаря театральным произведениям, заявившим о себе в искусстве Парижа в 1950-х гг. Театральный абсурд был основан С. Беккетом и Э. Ионеско.

Интересные факты

Как понимается орнаментальная живопись в исламе

Ислам как религия зародился в 622 году. Многие ошибочно считают, что Ислам является категорическим противником любого искусства как вида социальной деятельности. Но это далеко не так. Да, исламская живопись кардинально отличается от большинства других тем, что в ней отсутствует изображение Бога – Аллаха. Поэтому исламская живопись не обладает большим иконографическим богатством, как, к примеру, византийская.

Подробнее...

Поиск

Контакты

Карта сайта