LOADING
PREV
NEXT
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.1gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.2gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.3gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.4gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.5gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.6gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.7gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.8gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.9gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.9gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.10gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.11gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.12gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.13gk-is-1.jpg


Какова проблема в соотношении искусственного и естественного в современной культуре

Впервые философская проблема соотношения искусственного и естественного была осмыслена Платоном. Позднее Аристотель дал определение критериям искусственного и естественного, которое стало классическим: «Из всех существующих вещей одни существуют по природе, а другие – в силу иных причин». Таким образом, всё, что образовано по природе, имеет в себе движение начала и покоя, а что образовано искусственно, не имеет врожденного стремления к изменению.

Принцип соотношения искусственного и естественного был сформулирован Г. Щедровицким. Искусственное и естественное – это категории культуры, которые указывают на противоположные модусы существования объектов культурной деятельности и задают в отношении себя принцип дуализма. В соответствии с ним все системы деятельности (в том числе культура, язык и мышление) рассматриваются как результат взаимодействия двух кардинально разных механизмов:

  • естественного механизма, который описывается в терминах объективированных явлений, средовых условий, спонтанных процессов, и фиксируется посредством феноменальных описаний, законов, закономерностей и моделей;
  • искусственного механизма, который регулируется сознательными целями и нормами и выражается в таких телеологических терминах, как проект, цель, нормы и техника.

Двойственность понятий естественного и искусственного обуславливает сложные и неоднозначные отношения между ними. Понятие естественного основано на особом значении бытия, связанном с процессами роста, рождения, появления и возникновения. В понятии искусственного заложены идеи испытания, познания, освоения мира, пробы, чуда открытия, упорядочивания опыта, спасения от исчезновения. Но в то же время здесь прослеживаются идеи подражания, имитации и вторичности.

Очень актуальна проблема соотношения искусственного и естественного на современном этапе становления человечества, когда в урбанизированной среде обитания всё больше внимания уделяется искусственно созданным вещам. Люди, половину жизни проводящие в помещениях, где их окружают многочисленные машины, приборы и механизмы, начинают дезинтегрировать в социуме и деградировать в процессе развития естественной, природной среды планеты.

Такое противостояние цивилизации и природы, при котором наблюдается процесс вытеснения и замещения искусственным естественного, является причиной возникновения экологических катастроф. При этом особое соотношение искусственного и естественного наблюдается в сфере развития генных технологий. В связи с этим сегодня развивается новое направление философской мысли и общественное движение – трансгуманизм, идеи которого направлены на утверждение положительного влияния искусственной среды и технологий на жизнь человека, благодаря чему будут отвергнуты многие предрассудки, преодолена социальная несправедливость и даже достигнута победа над смертью. В ответ на это многие деятели культуры предупреждают, что такое преодоление социальной сегрегации при помощи технологического совершенствования может привести лишь к новому типу разделения человечества. Поэтому сегодня наиболее актуальны идеи постгуманизма, которые говорят об изменении сущности человека в новом высокотехнологичном мире.

Таким образом, соотношение искусственного и естественного в современной культуре затрагивает следующие проблемы:

  • влияние высоких технологий на человеческие ценности, психологию личности, становление ее идентичности и межличностную коммуникацию;
  • соотношение реального и виртуального миров;
  • проблемы биоэтики и клонирования;
  • угроза технологической катастрофы и эсхатологического настроя в обществе.

Интересные факты

Каковы особенности искусства Древнего Китая

История культуры Китая берет начало в глубокой древности (III – II тыс. до н.э.) и отличается не только огромным богатством своих духовных и материальных ценностей, но и выдающейся стойкостью. Так, несмотря на многочисленные мятежи, войны и разрушения, культура Древнего Китая всегда оставалась сильной и побеждала культуру завоевателей.

Подробнее...

Поиск

Контакты

Карта сайта