LOADING
PREV
NEXT
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.1gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.2gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.3gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.4gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.5gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.6gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.7gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.8gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.9gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.9gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.10gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.11gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.12gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.13gk-is-1.jpg


Телеология - как категория культуры

Телеология представляет собой философское учение, объясняющее развитие мира при помощи конечных, целевых причин. Теология рассматривает вещи только с позиции целесообразности, то есть ее внимание занимают не только действия человека, но и природные явления и исторические события, приводящие к общей цели.

Термин «телеология» был введен в 1740 году немецким философом Вольфом, однако основы телеологии как парадигмы философии были заложены еще в античные времена, в частности, в греческой философии у Сократа и Анаксагора, где телеология являлась антитезой механическому натурфилософскому детерминизму.

Оценивая целевую причину, Платон назвал бессмыслицей физический детерминизм и утвердил, что в действительности формирование и удержание связей осуществляется благом и должным. Так в античной философии началась борьба между традиционным детерминизмом и телеологией, основой которой было обоснование идеи блага – цели всего сущего. В свою очередь Аристотель выдвинул учение о четырех причинах сущего – энтелехий, потенциально заключающих в себе цель и конечный результат. Таковыми причинами являются: формальная, материальная, движущая и целевая причины.

Становление христианства в философии положило начало третьему типу отношений к целеполаганию: в борьбу между детерминизмом и телеологией включился волюнтаризм, изучавший способности к свободному самоопределению воли.

Философия Нового времени пропагандировала телеологические взгляды как идеи внешней целесообразности, которую якобы устанавливал Бог, тогда как сторонники утилитарной целесообразности утверждали, что мир создан исключительно ради достижения человеческих целей. Со временем ограниченность причинного объяснения природных явлений начал осознавать И. Кант, в связи с чем он рассматривал целесообразность в виде дополнения к внешней причинности. Он определяет, что целесообразность природы – это априорное понятие, имеющее свое происхождение исключительно в рефлектирующей способности суждения. Таким образом, философ отрицал объективное существование целей природы, рассматривая целесообразность как специфический эвристический принцип познания.

Возникновение экспериментального метода изучения природы связано с именем Г. Галилея, который исследовал исключительно механистическую причинность объяснения природных процессов, которая вытеснила телеологические взгляды. В свою очередь, Ч. Дарвин показал явную неприменимость механистической причинности к обществу и живой природе, а его эволюционная теория вновь пробудила интерес к телеологическим объяснениям. В первую очередь, этот интерес возникает у социологов и историков, которые анализируют цели, интенции и мотивы действий людей.

На сегодняшний день рассмотрение телеологических объяснений осуществляется учеными в рамках эвристических способов исследования, которые со временем должны объясниться при помощи законов и причин явлений. Термин телеология входит в различные разделы современных наук, которые описывают и объясняют природные явления. Не является исключением и культура, телеологические теории которой связаны с представлением о наличии цели ее развития.

Телеологические теории рассматривают все культуры, которые существовали в прошлом и существуют ныне как вехи (метки, шаги) на пути к достижению цели.

Характерными чертами этих теорий являются:

  • европоцентризм;
  • представление о прогрессе;
  • представление о том, что каждый шаг неотъемлемо связан с позитивными решениями, которые улучшают жизнь людей.

Интересные факты

Почему «падает» Пизанская башня?

Если бы башня в городе Пиза даже и не «па­дала», она все равно была бы абсолютным чудом. Она построена полностью из белого мрамора.

Подробнее...

Поиск

Контакты

Карта сайта