LOADING
PREV
NEXT
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.1gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.2gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.3gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.4gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.5gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.6gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.7gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.8gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.9gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.9gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.10gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.11gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.12gk-is-1.jpg
http://vifsaida.com/modules/mod_image_show_gk4/cache/gallery.13gk-is-1.jpg


Отчуждение как культурологическая проблема

Прогрессивное развитие технологии производства двадцатого века продемонстрировало человечеству, что культура, являясь интегрирующим началом общественного развития, немного отодвинула в сторону духовную сферу, заострив свое внимание на материальном производстве. Так, под воздействием динамичных цивилизационных процессов органичная и целостная структура культуры разделилась на две антагонистические формы – традиционную гуманитарную и научную культуру. Эти две культуры находятся в постоянной вражде между собой, что со временем может привести к гибели человеческого общества.

Наиболее остро этот конфликт влияет на культурное самоопределение отдельно взятого человека. С одной стороны, техногенная цивилизация помогла человеку реализовать свои возможности путем полного подчинения человеческому разуму сил природы. Но с другой стороны, она лишила человека возможности радоваться гармоничному сосуществованию с природой. Такая ситуация нарушения культурной целостности и разъединения связи между человеком и природой интерпретирована культурологами XX века как ситуация отчуждения.

Под отчуждением принято понимать процесс превращения форм и результатов деятельности человечества в самостоятельную враждебную силу, которая господствует над своим творцом и подавляет его. Механизм отчуждения связан с различными проявлениями:

  • бессилием личности перед внешними жизненными силами;
  • утратой людьми взаимных обязательств относительно соблюдения социального порядка;
  • представлениями об абсурдности существования;
  • отрицанием человеком господствующей системы ценностей;
  • утратой индивидуумом своего собственного «Я»;
  • разрушением аутентичности личности;
  • ощущениями одиночества и исключения человека из общественных связей.

Различные аспекты человеческого отчуждения XX века от культурных форм подверглись исследованию современными культурологами. Впервые термин «отчуждение» ввел Гегель, но радикальный поворот в его толковании был определен в трудах Шопенгауэра. С его точки зрения, человеческое отчуждение возникло в процессе длительной социальной революции, в ходе которой человек не сумел усовершенствовать свой организм, а напротив, в борьбе за свое существование он достиг способности заменять инструментами деятельность собственных органов. В результате этого обучение и совершенствование органов чувств оказалось бесполезным. Так, человек, создав огромный мир культуры, рискует ухудшить свою человеческую сущность. При этом Космос культуры со временем перестанет подчиняться человеку и начнет жить по собственным законам, выходящим за границы воли и духа.

В свою очередь Ницше (последователь Шопенгауэра) представил отчуждение человека от культурного процесса в более острых формах, когда над нравственными убеждениями властвует эстетическое величие. Так, искусство является дополнением и завершением бытия. Ницше категорически выступает против «утомленности» культуры и против разобщенности индивидуумов, а спасение человечества он видит только лишь в возвращении к традициям античности. При этом социальной базой наивысшей культуры должно быть иерархически построенное общество, в котором есть рабы, лишенные творческого начала, и каста свободных людей, которым суждено воспитать гениальных творцов.

Очень точно проблема отчуждения нашла свое отражение и в исследованиях Г. Маркузе, разработавшего концепцию «одномерного человека», который при вовлечении в потребительскую гонку отделяется от своих социальных качеств, а именно от способности к революционной борьбе и критического отношения к существующему обществу.

Интересные факты

Что такое балет

Балет — театрально-музыкальная разновидность искусства, передающая содержание в танцевально-музыкальных образах. Балет появился в XV-XVI веках как вид придворно-аристократического искусства. В Италии в XVI в. балет являлся не спектаклем, а сценическим танцевальным эпизодом.

Подробнее...

Поиск

Контакты

Карта сайта