Каковы особенности русского ампира

Ампир – это стиль архитектуры и прикладного искусства, являющийся завершающим этапом высокого (позднего) классицизма. Данный стиль возник во второй половине XVIII века, когда Францией правил император Наполеон I, и развивался на протяжении первых десятилетий XIX века.

Стиль ампир является одним из так называемых «королевских стилей», которые можно охарактеризовать театральностью оформления внутренних интерьеров и архитектурных построек.

Основной особенностью ампира является обязательное наличие пилястров, колонн, лепных карнизов, а также мотивов, репродуцирующих античные образцы скульптуры (сфинксов, грифонов, львиных лап и т.п.).

В Российской империи стиль ампир стал известен в начале XIX века (точнее – в 1812 году) благодаря императору Александру I, который довольно часто приглашал в Россию архитекторов-иностранцев.

Русский ампир имел значительные отличия от европейского. Архитектура русского ампира внешне использовала классические ордерные системы. Так, его главной характерной чертой было сочетание геометрически правильных форм, возвышенной, торжественной приподнятости образов и сдержанной красоты лепного декора. Помимо этого, русский ампир стремился отразить идеи патриотизма, воинскую славу и национальный подъем.

Таким образом, архитектура зданий, выполненных в стиле русского ампира, имела одновременно торжественные и строго симметричные формы. При этом особое внимание уделялось симбиозу архитектуры и монументальной скульптуры, а в культовых храмовых сооружениях к ним добавлялась монументальная живопись. Так, на фоне сдержанных форм сооружения проявлялась военная символика древнего мира, а именно изображения доспехов, двуглавых орлов, лавровых венков и др. Также начинали возникать и декоративные архитектурные сооружения, такие как памятные колонны и триумфальные арки.

Одним из основных образцов русского ампира является Исаакиевский кафедральный собор (1819-1858 гг.), для возведения которого император Александр I пригласил французского архитектора Огюста Монферана, ставшего впоследствии одним из основоположников стиля «русский ампир».

Существует два разделения русского ампира: московское и петербургское. Причем стоит отметить, что данное разделение определялось не столько территориальной принадлежностью, сколько степенью отдаленности от классицизма, к которому был довольно близок московский ампир.

Петербургские зодчие позволяли себе сильно отступать от классических традиций, чем они и отличались от консервативных московских архитекторов. Благодаря этому петербургский вариант ампира характеризовался большей имперской выразительностью и помпезностью и очень часто использовал военную тематику.

Самым известным архитектором петербургского направления был Карл Росси, творчество которого отличало смелое сочетание градостроительного и архитектурного подходов, что нашло свое отражение в неподражаемых петербургских ансамблях:

  • Дворцовая площадь и здание Главного штаба (1819-1829 гг.);
  • Сенатская площадь и здания Синода и Сената (1829-1833 гг.);
  • Михайловская площадь и Михайловский дворец (1819-1825 гг.);
  • Александринская площадь и Александринский театр (1827-1832 гг.).

Помимо Карла Росси, весомый вклад в развитие русского ампира внесли такие архитекторы, как Андрей Воронихин, Доменико Жилярди, Андрей Захаров, Осип Бове, а также скульпторы Феодосий Щедрин и Иван Мартос.

Ампир занимал главенствующее место в русской архитектуре до 1830-1840 гг., завершив собой важнейший этап развития городов, во время которого было создано большое количество уникальных архитектурных сооружений.

Интересные факты

Мозаичная культура и условия ее возникновения

Трансформации культурных систем происходят на протяжении всей истории человечества. Так, античность перешла в Средневековье, которое затем заменило Новое время. В наши дни культура также переживает существенную трансформацию, суть которой, по мнению Л.Г. Ионина, состоит в переходе от иерархичной моностилистической культурной модели к неупорядоченной полистилистической.

Подробнее...

Поиск

Контакты

Карта сайта