Что такое символизм

Романтическая мечта поэтов об идеальном синтезе искусств воплотилась в конце XIX века в характерном стиле, получившем название символизм.

Символизм – это литературное течение, возникшее в европейском искусстве в 1870 – 1910-х годах, которое сосредоточено преимущественно на том, что с помощью определенного символа интуитивно постигаются идеи и сущности, изощренные чувства и видения.

Основоположником термина “символизм” стал французский поэт Жан Мореас, который в манифесте, опубликованном в газете “Le Figaro” 18 сентября 1886 года, провозгласил идею постижения чувственной формы слова, тогда как родоначальником символизма считается французский поэт Шарль Бодлер.

В традиционной поэтике понятие “символ” означает “многозначное иносказание”, то есть определенный поэтический образ, который точно выражает суть какого-либо явления и тем самым передает индивидуальные представления поэта, возникшие сиюминутно.

Основное направление символизма – это пессимизм, доходящий до отчаяния. Помимо этого, для символизма характерны следующие черты:

  • передача тонких движений души;
  • легкость слога, музыкальность и изысканная образность;
  • максимальное использование ритмических и звуковых средств поэзии;
  • поэтика иносказания и намёка;
  • отношение к слову как к духовному шифру тайнописи;
  • знаковое смысловое наполнение обыденных слов;
  • скрытость смысла, недосказанность;
  • дуализм материального и идеального;
  • противопоставление индивидуального и социального;
  • сближение духовно-нравственного развития с религиозным.

Наибольшего развития символизм достиг во Франции, России и Бельгии. Благодаря деятельности символистов, не только изменилась суть различных видов искусства, но и само отношение к ним. В первые годы существования экспериментаторский характер символизма побуждал стремиться к новаторству и космополитизму, что стало образцом для современных направлений искусства.

Русский символизм разделен на два потока. Первый возник в 1890-е годы, когда о себе заявили “старшие символисты” – Мережковский, Минский, Брюсов, Сологуб, Гиппиус и Бальмонт. Мэтром этой группы был Брюсов, а идеологом – Мережковский.

Второй поток русского символизма пришелся на 1900-е годы, когда на литературную арену вышли “молодые символисты” – Блок, Белый, Соловьев, Эллис, Вяч. Иванов и многие другие. В этой группе главным теоретиком стал Белый.

Интересные факты

Чем являлись мифы в культуре первобытных народов

Элементы современной культуры зародились еще в глубокой древности. Культура первобытных народов оставила после себя многочисленные памятники духовной и материальной культуры: статуэтки из кости и камня, наскальные росписи, орнаментальные узоры на каменных плитах и кусках оленьих рогов. Эти культурные памятники появились значительно раньше, чем сознательное представление о художественном творчестве, и представляли собой объективную действительность жизни первобытных народов.

Подробнее...

Поиск

Контакты

Карта сайта